Неофициальная страница
Адольфа Константиновича БУРЕЕВА

на главную      пишите нам      карта сайта
Скауты.
  Hовости        "За правое дело"        на "kprf.ru"              



Отчет фракции КПРФ в ЗС

НОВЫЕ СТАТЬИ
Неоф стр А.Буреева

Наш адрес

А. Лукашенко






СКАУТЫ.

"Мода" не сама по себе приходит…

Многие, несомненно, заметили, что в последнее время в ряде СМИ, да и в бытовых разговорах тоже, назойливо замелькало подзабытое было слово "скауты".
- Мода! - объяснил это мой давний знакомый, привыкший искать всяческие оправдания собственному приспособленчеству, а отсюда - и гражданской пассивности.
Позволю не согласиться, ибо всё, в том числе и мода, обязательно имеет определённые причины или хотя бы - поводы. Вспомним наиболее яркий пример: якобы неожиданное возникновение популярности кейса или, как его ещё называют, "дипломата". Поначалу фирма, построившая специальную фабрику для изготовления этого мужского аксессуара, едва не разорилась: продукция упорно игнорировалась покупателями. И тогда мудрые менеджеры, видимо, за весьма немалые, кстати, деньги добились внесения изменений в сценарий очередного фильма о Джеймсе Бонде. Знаменитый герой стал в нём совершать героические подвиги и обольщать ослепительно шикарных женщин, не выпуская из рук элегантного кейса. И моментально залежавшуюся было продукцию начали с руками рвать!
Судя по всему, "мода" на скаутов настойчиво внедряется (и тоже - не без солидных финансовых затрат) для того, чтобы обеспечить соответствующее нынешним временам воспитание детей и подростков. Что - вполне естественно. Каждая социально-экономическая система, особенно в период своего становления, объективно требует умелого идеологического обоснования, а точнее - защиты. Или, как ещё совсем недавно выражались, базису должна соответствовать обслуживающая его надстройка.

Только в ногу со временем!

Обратимся снова к примерам.
В рабовладельческие времена детям патрициев буквально с младенчества внушалась мысль об их исключительности и всемогуществе по отношению к плебеям, а тем более - рабам. Последние же с подачи надсмотрщиков считали совершенно естественным во всём подчиняться хозяевам и с утра до ночи работать на них.
Мало в чём изменилось воспитание "элиты" и "черни" с наступлением феодальных порядков. Даже кажущееся невероятным с высоты нынешней морали "право первой ночи" представлялось обеим сторонам абсолютно законным: так тогда люди воспитывались.
Замена феодальных отношений капиталистическими вызвала к жизни целый комплекс новых морально-нравственных понятий и ценностей. Именно тогда вместо "извечно и неколебимо" существовавших представлений о получаемых "по рождению" преимуществах одних и якобы отсутствии по той же причине элементарных прав у других появился знаменитый девиз "Свобода, равенство, братство!". Сословные привилегии сменились всемогуществом денежного мешка, заиметь который могли наиболее предприимчивые, "зубастые" хищники, быстро доказавшие своё равенство с бывшими суверенами. Они же установили для себя свободу жить по законам дикого леса, а если и проявляли "братство", то лишь при совместной защите своих привилегий от недовольства эксплуатируемых наёмных работников. Хотя параллельно возникло и всемирное братство людей труда в борьбе за подлинные свободы и равенство…

Можно ли детей - не воспитывать?

Вполне понятно, что после Октябрьской революции стало строиться совершенно уникальное, до того ещё нигде не бывалое общество (по выражению философа А. Зиновьева - "красная цивилизация"), основой которого должны были стать люди с совершенно новыми взглядами на социальную справедливость, отношением к труду, критерием морально-нравственных ценностей. Воспитание человека такого типа стало задачей задач с первых же дней установления Советской власти. Причём руководители государства совершенно открыто заявляли об этом и проводили целенаправленную работу со всем населением и всех возрастов: в школах, вузах, армии, на предприятиях… Впрочем, так поступали и раньше - всегда и везде: в военно-гимнастических школах для граждан Спарты и лагерях для рабов; в рыцарских замках и бедняцких приютах; в пансионах благородных девиц и церковно-приходских школах…
Делаю этот довольно обширный экскурс в историю совершенно вынужденно, так как в последнее время нас вдруг стали на полном серьёзе убеждать, будто бы учебные заведения, армия, предприятия, государственные учреждения - "вне политики", то есть - вне выработки у людей самого главного: мировоззрения. Особую "заботу" в плане оберегания "от политики" демпропагандисты проявляют в отношении самых юных наших сограждан - для этого, мол, и реанимируется вместо "чересчур заполитизированной" пионерии ну такой ли совершенно же разнейтральнейший скаутизм!
Некоторые верят этому, как будто не существует народной мудрости, что "ребёнка надо воспитывать, пока он ещё поперёк лавки лежит", или что забыта мудрость: "Жить в обществе и не зависеть от общества - невозможно". Хотя есть ведь примеры и из современности, когда определённые политические силы, одержав верх, не церемонятся и не разводят наивную демагогию, а действуют в своих интересах совершенно открыто и максимально напористо. Так, мне довелось наблюдать, как во Львове поднявшими голову националистами была разогнана пионерская организация и организованы отряды… юных бандеровцев!

Кому что хорошо!

Я совершенно далёк от мысли доказать, а тем более - убедить кого-то, будто пионерские организации - это хорошо, а вот скаутские отряды - плохо. Смотря для кого и для чего! Тут как нигде справедливо утверждение, что истина - всегда конкретна. В буржуазных государствах всемирное скаутское движение вполне естественно и необходимо: для упрочения капиталистических (рыночных) отношений, как столь же логичным стало создание в послереволюционной России доступной для детей из трудовых "низов" пионерии, чьей главной задачей было "стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира" (из Торжественного обещания юного пионера).
Так что наши нынешние сторонники того или иного типа детско-юношеских организаций различаются в зависимости от своих убеждений и видения желанного будущего страны. Именно это - первично, а уж воспитание молодых граждан - всего лишь средство достижения идеала.
Вот почему цель этих заметок - всего лишь по мере сил кратко рассказать об истории создания и истинной сути скаутского движения, а также поделиться своими впечатлениями от встречи с ребятами одного из отрядов этой международной организации.

Зарождение скаутизма

Идея скаутинга зародилась у полковника сэра Роберта Стивенсона Смита Баден-Пауэлла, командира бригады, во время Второй англо-бурской войны (1899-1902) при тяжёлой осаде южноафриканского города Мафекинга. Скауты в переводе с английского - разведчики. Их девиз "Будь готов!", заимствованный затем пионерами, в "развёрнутом виде" выглядит так (его сформулировал Баден-Пауэлл в журнале "Бойскаутинг"): "Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет".
(Весьма примечательно, что у ряда русских общественных деятелей мысль о необходимости военно-патриотического воспитания молодёжи также имела вполне "утилитарный толчок": поражение России в войне с Японией в 1904-05 гг.)
Свою идею, возникшую во время колониальной войны, сэр Баден-Пауэлл осуществил в 1907 году, основав в Великобритании движение скаутов. Небезынтересно, что сам он (для краткости его называют - Б-П) воспитывал подопечных, как принято выражаться, "словом и делом". Так, утверждают (хотя это и не подтверждёно документально), что Б-П побывал в России "первый раз как шпион, когда вместе с братом, тоже разведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских аэростатов. Братья были задержаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга".

Скаутизм в России

В России у истоков скаутинга также стояли военные. Не где-нибудь, а в Академии Генерального штаба было напечатано руководство под названием "Юный разведчик", а капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка О.И. Пантюхов 30 апреля 1909 года на детской площадке для подвижных игр в Павловском парке провёл "с обступившими его мальчиками" первое скаутское мероприятие: сбор у костра. Горящие не в мраморном камине, а на лужайке дрова - это было для детишек из высшего общества круто! Хотя первая "русская" скаутская форма им вскоре разонравилась: кафтаны "под старину" и барашковые шапки с малиновым верхом оказались неудобными при играх "на природе". Зато сшитый женой Пантюхова флаг и сделанный ею же рисунок эмблемы (её называют "Мальчик под деревом") вызвали умиление: ведь прообразом мальчика будто бы был сын императора Николая II Алексей.
В конце 1910 года в Россию вторично, на этот раз - уже легально, приехал Б-П, и все члены пантюховского звена (патруля) под названием "Бобёр" торжественно приветствовали его на Николаевском вокзале Петербурга, после чего Пантюхов по приглашению высокого гостя побывал в Англии, чтобы набраться опыта.
Так как игравшие в Павловском парке мальчики вряд ли годились в "разведчики", то вскоре скаутские отряды стали формироваться из детей попроще: в Москве - из сыновей "младших чинов", в Петербурге и Киеве - из гимназистов.
Особенно активизировалось скаутское движение в России, как и во всём мире, с началом Первой мировой войны. Скауты зачастую делали то же, что затем - гайдаровские тимуровцы: ухаживали за ранеными в госпиталях, помогали семьям, лишившимся кормильцев, собирали подарки для фронтовиков. Председателем Всероссийского союза "Русский скаут" был вице-адмирал И.Ф. Бострем. К октябрю 1917-го в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов.
После Февральской, а особенно - Октябрьской революции скаутское движение, как и всё русское общество, раскололось. Часть скаутов и их руководителей попытались быть нейтральными и сосредоточились на романтике и "лесной жизни", но основная масса пошла - за белыми. На Дону и Кубани скаутские руководители даже получали от тамошних правителей жалование. Рядовые же скауты создавали трудовые дружины, устраивали концерты, собирая деньги на белую гвардию, помогали в госпиталях. Но особенно они проявили себя - действительно как разведчики: сотрудничая в Осваге (осведомительном агентстве) Деникина и Врангеля, в Осведфронте Колчака. Сколько подпольщиков и просто сочувствовавших революции было ими выявлено, сказать - сложно…
Но часть скаутов вступили в комсомол, а на занятых белыми территориях активно работали в подполье или воевали в партизанских отрядах, где им очень пригодились приобретённые ранее навыки. Особенно отличилась в Гражданской войне на стороне Республики Советов вологодская организация скаутов под руководством В. Проценко.

Новая жизнь внесла коррективы

После изгнания белогвардейцев и иностранных интервентов размежевание в детском и юношеском движении произошло - окончательно. В 1922 году скаутские организации запретили, а в апреле 1926 года ушедших в подполье и продолжавших "по инерции" придерживаться заповеди "служение Богу и царю" активистов даже арестовали.
19 мая 1922 года решением Всероссийской конференции комсомола была создана пионерская организация, до 1924 года носившая имя Спартака, а после смерти Владимира Ильича переименованная во Всероссийскую пионерскую организацию имени В.И. Ленина.
Пионеры переняли (кстати, по советам Н.К. Крупской) от скаутов многие атрибуты (например, девиз "Будь готов!" и ответ "Всегда готов!", шейные галстуки, только - красного цвета, значки) и формы работы - в основном те, что больше всего нравятся детям: игры на природе, походы, сборы у костра. Даже - знаменитую песню "Картошка" поистине своею сделали - ведь скауты-то у костра чаще всего бутерброды кушали! Хотя внесли и принципиальные отличия: коллективизм вместо "практики личного самоутверждения"; чёткую идеологию - "служение делу рабочего класса" вместо обтекаемой формулы "верность Богу, преданность Родине, родителям и начальникам" (при этом обязанность "беспрекословно исполнять приказания родителей и начальников" особенно "педалировалась"); смешанные - мальчиков и девочек - отряды вместо раздельных: "бойскаутов" и "герлскаутов"...
Примечательно, что весомый вклад в становление пионерской организации внесли и многие активисты скаутизма, например, бывший секретарь общества "Русский скаут" Иннокентий Жуков, скаутмастеры Валентин Зорин, Михаил Стремянников и другие, хорошо понимавшие, что для воспитания будущих строителей нового общества требуются их знания и опыт.

Очередная "рокировка"

О по-настоящему боевом пути Пионерии вряд ли стоит писать: люди постарше прошли эту детскую школу гражданского становления и могут сами как всё вспомнить, так и рассказать о пережитом своим детям-внукам. К тому же ещё сохранились книжки о пионерах-героях, Артеке, играх "Зарница" и многом другом. Скажу лишь, что закономерно возникшее в результате пролетарской революции рабоче-крестьянское детское движение столь же естественно было "приглушено" буржуазной контрреволюцией. Произошла естественная, классово обоснованная "рокировка": скаутское движение было официально разрешено, в то время как пионерское столь же недвусмысленно "рекомендовано считать нежелательным". С такой же "зеркальной противоположностью" создаются сейчас скаутские отряды, появляются "ставки" для их руководителей, организовывается учёба отвечающих за этот участок деятельности чиновников и активистов, в то время как пионерские отряды в школах именуются "анахронизмами", а работающих на общественных началах пионервожатых порою запугивают увольнением с предприятий или уговаривают "идти к скаутам, где платить будут".
К тому ж в ряде СМИ ведётся целенаправленная кампания по дискредитации пионерского движения. Порою до парадоксов доходит! Так, основная критика направлена на "классовую политизированность" и "излишнюю заорганизованность" пионерской работы "чиновниками от воспитания".
Но насчёт "первого пункта" уже говорилось: "нейтрального" воспитания нет и в природе не может быть - именно поэтому с реанимацией капитализма возрождают и явно имеющий совершенно чёткую соответствующую окраску скаутизм. Второй же упрёк - вообще и смех и грех! Так, президент Русского союза скаутов Игорь Богданов "большой ошибкой" пионеров считает "привязку к школе", так как, по его мнению, "для ребёнка школа - это тюрьма", а "Единая Россия", по сообщению "Независимой газеты", объявила о намерении создать в России единую ассоциацию общественных детских организаций в рамках "объединения" и школьной "вертикали". Газета цитирует заявление члена генерального совета партии "Единая Россия" Валентины Ивановой: "…Получены бумаги, где принято решение, и дано соответствующее поручение Дмитрием Медведевым о финансовой поддержке проекта из федерального бюджета. Надеюсь, что исполнительные органы власти после соответствующего распоряжения Медведева поддержат нас".
Хотя, по утверждению газеты, точное название будущей ассоциации и её атрибутика пока не известны и "никакого возрождения политического давления" не предусматривается, но случайно ли то, что именно сейчас возрождается? По свидетельству так называемой свободной энциклопедии - "Википедии", "приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год - 30 000 человек". Да и наглядный пример за границей есть: "В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях… Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения".

В гостях у скаутов

Что это такое, мне довелось посмотреть в Чехословакии после неудавшейся в конце 60-х попытки тамошних контрреволюционеров свергнуть народную власть и реанимировать капитализм. Однако кое-что "контрики" всё-таки успели сделать, и, прежде всего, в "переориентации" детско-юношеского движения как основы воспитания молодых граждан в соответствующем духе. В частности, при активной помощи из-за рубежа литературой, атрибутикой, оргтехникой и прочим там в ускоренном порядке возродили скаутизм, что весьма серьёзно встревожило истинных патриотов:
- Ведь нашими детьми командуют - из Лондона! Внушают совершенно противоположное тому, чему мы их учим.
Активисты пригласили меня "как бывшего школьного учителя" в шахтёрский город Орлово выступить перед детьми, многие из которых были скаутами, и рассказать "о советских школьниках". Я приехал с тремя солдатами. Встретили нас английской "речёвкой", вручили по сувениру - шахтёрской лампочке, усадили за стол перед сидящими на полу кучками (по группам) ребятами, и разговор начался. Я как можно короче рассказал о своём пионерском детстве, сделав упор на "экзотику": пошли однажды в поход и в лесу заблудились.
- Як то можно? Ведь тропа-то для похода обозначена, и с неё нельзя сходить. А потом, почему вы на дорожный указатель не посмотрели?
- Да лес же на десятки километров тянется, и никаких в нём дорог - кругом болота.
Не поняли. Тогда стали расспрашивать мы:
- А вы часто в походы ходите?
- Да, в парк или к речке.
- Рыбу удите?
- Как можно! Это же запрещено…
- А почему у вас галстуки разного цвета?
- У девочек - светло-жёлтые, потому что они в патруле "светлячков"…
- Понятно. А почему у тебя галстук - коричневый? Что этот цвет символизирует? Вот наши алые галстуки - цвет пролетарского знамени, а твой - какого?..
К коричневому галстуку солдаты мои прямо-таки прицепились. А заодно и к объяснению:
- Так нам наш старший приказал.
- Который? Тот, что в Лондоне? И скаутскую форму оттуда же прислали? И почему за образец у вас - английские скауты, а не свои герои, например, времён борьбы с фашистскими оккупантами?..
В разговор попытался было вмешаться одетый, как и дети, в униформу военизированного образца "скаут-мастер":
- Мы стараемся детям не напоминать о тяжёлых военных годах.
- Но об отличившихся в колониальных войнах английских скаутах ведь легенды рассказываете!..
И тут за окнами что-то ослепительно сверкнуло, а в комнате, наоборот, стало совершенно темно. Как потом выяснилось, кто-то на улице - явно по знаку, чтобы хоть как помешать разговору, - бросил на провода кусок проволоки отчего произошло замыкание. Дети в испуге закричали. Я же взял со стола сувенирный фонарик и лёгким поворотом включил его. Солдаты сделали то же.
- Ен клид, детско! (Только спокойно, дети!)
Света несколько фонариков хватило, чтобы хоть как-то рассеять тьму.
- Вот это здорово: как в лесу ночью! А песню вы знаете?
Запели скаутский гимн - по-английски…

Нравится? Так и скаутский флаг в руки!

Готовя этот материал, я переговорил с кем только мог из тех, кто имеет во Владимире отношение к скаутскому движению. Невольное впечатление: взрослые люди словно стесняются своего занятия, поэтому старались "переадресовывать" меня один к другому. Хотя есть и искренне увлечённые своим делом, например, руководитель существующего уже с 2002 года в 1-й школе-интернате скаутского отряда заместитель директора школы по воспитательной работе Е. Алексеенко. Чувствуется, что он и директор школы П. Ширяев умеют заинтересовать детей разнообразными и полезными делами, работу ведут не от случая к случаю, а планомерно и целенаправленно. Да и в центре внимания у них - природа и история Владимирского края, добрые дела, воспитание дружбы и взаимовыручки. Я даже подумал: а при чём же тут - скаутизм? К тому же, если откровенно, одна из сторон этой деятельности (весьма своеобразно понимаемаемое воспитание "духовности") лично мне показалась несколько "своеобразной", но ведь это - дело педагогов, а прежде всего - ребят. Нравится? Развивает? Ну и Бог в помощь!

Но и Пионерия растёт и крепнет!

Несмотря на все перипетии последнего времени, Пионерия как во всероссийском масштабе, так и в нашей области уверенно возрождается, растёт и крепнет, потому что база для этого - прочнее прочного: высокая и светлая идея социальной справедливости. Кстати, возглавляет областной совет пионерской организации преданный энтузиаст этого дела Е. Лобанова.
По-прежнему у нас в области организуются летние пионерские лагеря, проводятся походы по родному краю, спортивные соревнования, смотры художественной самодеятельности, тематические вечера, встречи с ветеранами, сборы у костров… Дети с алыми галстуками и их родители могли бы очень многое рассказать об интересных и полезных делах самых юных гражданах страны. Но это - предмет особого разговора, к тому же ведь отнюдь не задача - сравнивать, что лучше: пионерия или скаутизм. Тут уж действительно - для кого что! Всё зависит от того, кто к чему стремится.

Так что, как говорят мудрые китайцы, "Пусть расцветают все цветы, пусть борются все мнения".
Хотелось бы, однако, надеяться, что в результате поисков и экспериментов вырастут всё-таки благоухающие гвоздики, а не дурман-трава…

Наверх

Адольф БУРЕЕВ

 
© Неофициальная страница Адольфа Константиновича Буреева.
Rambler's Top100
dating sites lava life
счетчик посещений
Яндекс цитирования