|
Еще совсем недавно День Парижской коммуны всенародно праздновали. Торжественные заседания или митинги общественности с докладами первых лиц, вынос знамен, концерты… Еще бы! Ведь 18 марта - годовщина первой в мире пролетарской революции, в результате которой, пусть и совсем ненадолго, была установлена власть трудового народа. Великий Октябрь стал продолжением славной борьбы.
Мы долгие годы по праву считали себя наследниками дела парижских коммунаров, гордились ими, переживали их поражение и старались избежать допущенных ими ошибок.
Помню, как в далеком детстве мне с одноклассниками довелось встретиться с человеком, которому на заре Пионерии галстук повязал живой коммунар - участник баррикадных боев, чудом избежавший расстрела карателями-версальцами у стены кладбища Пэр ля Шез. Той встречей горжусь до сих пор - живая связь времен! - а во время студенческой педпрактики в одной из владимирских школ даже рассказал ребятишкам:
- Вот эту самую руку тот принявший алую эстафету пожал!
Теперь же все чаще думаю, что придет время, и новые поколения ребят вот так же будут гордиться не только тем, что встречались с людьми, беседовавшими с живыми творцами Октябрьской революции и героями Гражданской войны, но и Великой Отечественной. Время неумолимо, а нынешние "хозяева жизни" не жалеют усилий для того, чтобы вытравить из народной памяти все связанное с нашей славной историей…
А память о минувшем должна быть - священной! Иначе - тупик, причем не только морально-нравственный, но и чисто исторический. Или - откат назад, как это произошло сейчас под демагогические заклинания демпропагандистов о "невозможности вернуться в прошлое". Они имеют в виду - в недавнее советское прошлое, а вот что касается столетней давности - тут, пожалуйста. Запросто вернулись в капитализм, а кое по каким "показателям" - даже в феодализм с элементами рабства.
Почему так могло случиться? Только из-за нашей забывчивости уроков истории! Причем ведь многие же из нас видели, к чему могут привести отступления от идейных принципов, переживали, видя, как перерождаются некоторые партийно-государственные чинуши, увлекшиеся обеспечением личного "жизненного комфорта", пробовали бить тревогу.
Обычно, когда заводишь разговор на эту тему, тебя справедливо спрашивают:
- Ну, а ты-то что делал для того, чтобы предотвратить надвигающуюся беду?
Старался делать, но, к сожалению, как и многие другие, явно недостаточно. К примеру, в Центральную группу войск (в ЧССР) на сбор пропагандистов и редакторов дивизионных газет прибыл лектор аж из ЦК КПСС. И я осмелился задать ему вопрос:
- Почему у нас теперь не проводятся партийные чистки? Вы посмотрите, сколько перерожденцев появилось! Как бы не пришлось нам изучать вместо "причин падения Парижской коммуны" причины нашего падения.
Нужно было видеть реакцию!
- Да вы что! Нет в мире силы, которая могла бы нас сокрушить.
- В мире, может, и нет. А помните, как написал Ленин: "Никто не может нас погубить, кроме наших собственных ошибок".
Точно знаю, что подобные вопросы задавал не только я, в то время всего лишь капитан, а и товарищи куда более солидные и опытные. Но угодников-прихлебателей да и просто трусов, увы, оказалось больше. Именно они убаюкивали: "Все будет нормально!", а в переломные годы "демократической" контрреволюции попрятались в кусты. Дескать, "что можно было сделать?". "Раз верхи предали…"
А предали-то в основном - мы: и кто носил партбилеты, и простые бабушки, чьи мужья погибли на фронте, защищая Советскую власть. Поверили лживым демагогическим посулам, все без исключения захотели "хозяевами" стать!..
Очередную годовщину Парижской коммуны, конечно же, стоит отмечать не столько как праздник, а в качестве повода поразмышлять над сложным и порою противоречивым ходом истории. Так, обязательно нужно напомнить "либерал-демократическим" "преобразователям", что столь любимому ими капитализму для своего утверждения потребовалось несколько столетий, а в ряде стран его и сейчас нет. Советский же строй в России был всего лишь второй попыткой трудового народа в корне изменить с вою жизнь. Причем в первый раз государство трудящихся продержалось 72 дня, а во второй - 74 года.
- Так, значит, - обязательно спросит не без ехидства демоппонент, - вы надеетесь на третью попытку?
- А при чем тут я, малая личность? - сам собою напрашивается ответ. - Просто ход истории объективен, и никто не в силах ему помешать!
- Но ведь та же история доказала несбыточность "химеры" об обществе социальной справедливости.
А вот тут советую с перевертышем "согласиться":
- Ну конечно же, с вашей победой заветная мечта человечества - умерла.
Нелепость этого - очевидна! Приспособленцы-предатели не поймут, а для честных людей и без объяснений ясно, что заветные чаянья людей труда не убить ни из ружей на французском кладбище Пер ля Шез, ни из танков в московском Доме Советов…
|